Портал"Изба-Читальня" - Ваш успех в учебе и работе!

Перейти к загрузке файла Введение Йохан Хейзинга - голландский историк, профессор и теоретик культуры. В своих работах он предлагает свое видение истории культуры, проводит исследование мировых культур отдаленных эпох, изучает и диагностирует проблемы современной культуры. В них просматривается особенный способ познания и выявления настроений и мировоззрения эпохи, который автор достигает через полное погружение в духовную суть исторических событий. На первый план выдвигает понятие культуры и личности, как целостность отдельной эпохи. Хейзинга внесли значительный вклад в разработку концепции развития мировой культуры и критическому анализу современной эпохи. Взгляды ученого формировались в период распространения фашисткой идеологии, которая предопределила специфику теоретических и культурологических концепций. Известный трактат первой половины ХХ в. В основу книги положен доклад, прочитанный автором накануне в Брюсселе.

Кризис культуры в условиях тотальности цивилизации и трагедия гуманизма

Кризис культуры - традиционная тема в рамках философских и культурологических исследований конца - вв. Проблематика кризиса культуры была порождена изменениями в жизни европейского общества этого периода. Экономическая нестабильность, мировые войны и революции, фашизм и геноцид, многочисленные экологические катастрофы, ослабление традиционных связей и упадок традиционных ценностей, утрата веры в науку, в рациональное постижение мира - все это проявления кризисного состояния западного общества.

В этих условиях многие деятели культуры пытались ответить на вопросы, что представляет собой европейский кризис культуры, каковы его причины и последствия, был ли он неизбежным, возможен ли из него выход. При этом давались разные ответы на эти вопросы, высказывались разные точки зрения. Назовем главные из них.

Кризис культуры в значительной мере влияет на духовное и уверенности, нарастанием настроений растерянности и страха.

Кризис культуры в условиях тотальности цивилизации и трагедия гуманизма Статья: Этот термин возник давно, еще в эпоху античной Греции. в переводе с греческого означает решение, приговор, решительный исход. В общественных науках он обозначает перелом в каких-либо процессах. Кризис культуры -- это тяжелое переходное состояние, в котором рождается истина и определяется ее дальнейшая судьба. Смысл кризиса -- переоценка ценностей и перестановка слагаемых ее духовно-смыслового ядра.

Он способен вывести из равновесия или даже парализовать культурную динамику, породить болезненные, разлагающие феномены, которые, как бактерии разъедают ее внутреннюю органичность -- целостность Бытия Культуры. Кризис связан с обнаружением ее внутреннего потенциала, новых возможностей внутреннего развития.

Но с какой бы стороны не рассматривали великие умы мира явление культуры, все они чётко обозначали проявление глобального кризиса культуры в двадцатом столетии. Переходы от античности к средневековью и от средневековья к возрождению ознаменовались такими кризисами. Но то, что происходит с искусством в нашу эпоху, не может быть названо одним из кризисов в ряду других. Мы присутствуем при кризисе искусства вообще, при глубочайших потрясениях в тысячелетних его основах.

Кризис мировой культуры пагубно влияет на личностное подчинение социальной жизни лавине сексизма, страха противостоять либертинажу.

Кризис культуры в условиях тотальности цивилизации и трагедия гуманизма Кризис культуры в условиях тотальности цивилизации и трагедия гуманизма С. Колычева, Омский государственный университет, кафедра философии Для того чтобы глубоко проникнуть в суть проблемы, обратимся к истокам толкования термина"". Этот термин возник давно, еще в эпоху античной Греции.

в переводе с греческого означает решение, приговор, решительный исход. В общественных науках он обозначает перелом в каких-либо процессах. Кризис культуры -- это тяжелое переходное состояние, в котором рождается истина и определяется ее дальнейшая судьба. Смысл кризиса -- переоценка ценностей и перестановка слагаемых ее духовно-смыслового ядра. Он способен вывести из равновесия или даже парализовать культурную динамику, породить болезненные, разлагающие феномены, которые, как бактерии разъедают ее внутреннюю органичность -- целостность Бытия Культуры.

Кризис связан с обнаружением ее внутреннего потенциала, новых возможностей внутреннего развития. Если просмотреть мировые кризисы, то часто смутное время предшествует рождению новой парадигмы мышления, закладывающей новую ценностную доминанту, определяющую весь последующий культурно-исторический процесс. Кризис -- это отступление, переломный момент, где"разворачивается некий целенаправленный процесс, божественный план, по которому знание, полученное через страдание, вызванное крушениями цивилизаций, в результате становится высшим средством прогресса" [1].

Можно говорить об эпохах расцвета и заката культуры.

Антропологический кризис в современной европейской культуре

Данная тема очень актуальна в масштабах мировой экономики, так как умение прогнозировать последствия той или иной проблемы означает возможность для предпринимателя заранее предпринять меры, позволяющие сгладить отрицательное воздействие в случае спада или стимулирующие меры в случае оживления экономической ситуации на рынке. Цикличное развитие экономики сопровождается высоким уровнем экономической активности в течение длительного времени, а затем спадом этой активности до уровня ниже допустимого.

Периодическая повторяемость экономических спадов ведет к обнищанию, голоду, страданиям людей, что не может не беспокоить цивилизованное общество.

свободы личности, корни которой восходят к кризису культуры. виден страх – неизбежный спутник кризисного сознания. Абсолютный пессимизм.

О кризисе культуры написаны десятки монографий, сборников и диссертаций. Почему же люди так обеспокоены кризисом культуры, что собой представляет этот кризис? Под кризисом культуры следует понимать резкий, крутой перелом в ее развитии, тяжелое переходное состояние культуры. При этом следует иметь ввиду, что подобные сдвиги в сфере культуры являются реакцией на развитие социально-экономической, политической и технической среды. Инглегард, - представляет стратегию адаптации ее народа. Следовательно, нельзя правильно понять кризис культуры без учета того кризиса, который переживает общество в тот или иной момент его истории.

Обращаясь к истории, мы сталкиваемся с описанием кризисов общества далекого и близкого прошлого. Это не старость, это признак надвигающейся смерти. Человек старится и умирает. Также и мир должен умереть. Связь вступления культуры в полосу кризиса с переходной эпохой подметил еще в первой половине прошедшего века известный русский социолог Питирим Сорокин, который писал:

Кризис культуры века и пути его преодоления

Кризис культуры Сергей Георгиевич Кара-Мурза В результате реформы ее иногда называют"антисоветской революцией" в России возник глубокий кризис культуры. Как объясняют его сами демократы? Не в состоянии отрицать очевидное сегодня разрушение культурных оснований всей народной жизни в России, они сводят все к экономическим проблемам. Суть кризиса скрывают криками о нехватке денег.

ное, страх перед болевым ощущением и страх перед небытием. такой кризис роста культуры как составную часть глобального кризиса человеческой.

В России он впервые вышел в свет только в г. Эпиграфом этой книги стало изречение: В ней есть и посвящение: Оно тоже воспринимается как обращение ученого к будущим поколениям. В основу этой книги был положен доклад, прочитанный в г. В предисловии Хейзинга пишет, что, невзирая на все самые угрожающие признаки упадка и вырождения современной культуры, он — оптимист, ибо верит в возможность исцеления Для этого нужно 1 Кривко-Апинян Т.

поп Бернард Клервоский. Есть своя символика и в самом названии книги: Можно предлагать разные толкования.

Страницы истории

Горелов Анатолий Алексеевич Кризис культуры и определение перспектив В существующих концепциях культуры, ни одна из которых не представляется идеальной, можно выделить рациональное зерно. Ценность марксистской концепции — в представлении о законах и прогрессе, хотя она не учитывает специфики культуры как таковой. Ценность фрейдистской концепции — в анализе значения культуры для индивида, хотя это значение не выявлено в полной мере.

Ценность идей Шпенглера — в формулировании особых закономерностей развития в пределах данного типа культуры, хотя специфика и динамика отраслей остается за рамками рассмотрения. Отрасль культуры, которая является властительницей дум, может претендовать на господство.

Повсюду чувство вины рождается из страха наказания. Однако наказание зависит от особенностей общества, в котором живет человек. Объясняют.

Нагибина, 13, РГУ, ауд. С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке РГУ г. Проблема страха и его влияния на жизнь каждого индивида в частности и всего общества в целом ставилась и решалась и прежде, однако век стал эпохой, которая отмечена крайней перевозбужденностью и беспокойством — социокультурные условия возникновения, спектр, масштабность, вариации страхов стали иными.

Проведение данного исследования диктуется потребностью в осмыслении качественно нового этапа в эволюции понимания страха. Теперь это понимание во многом строится через призму современного состояния культуры — постмодерна, которое выражается не в последнюю очередь в ее уязвимости и нестабильности. Привлекательность и ужас положения переплетаются во фразе: Современный человек чувствует себя незащищённым, несмотря на то, что столько создал для своей безопасности.

Зачастую катастрофы, постигшие человечество в столетии, - результаты деятельности самого человека, в том числе и направленной на защиту людей от угроз окружающего мира, и на повышение комфортности жизни. Мощнейший характер приобретает манипуляция страхами. Ключевую роль в этом процессе играют средства массовой информации. В современном мире такая ситуация возникает, например, в связи с проблемой терроризма.

Страх всегда сопровождал общество в переходные или гибельные периоды истории, и всё же таких масштабов и многообразия форм он прежде не имел. Перемены, происходящие в мире, приняли характер грандиозного снежного обвала. В такой ситуации трудно найти точку опоры и человек фактически оказывается в состоянии бифуркации.

Кризис культуры и его особенности

Великий эксперимент Философам и историкам будущего еще предстоит написать социальную историю в. Кризисы, принимая различные формы, сменяли друг друга, затрагивая самые разные стороны жизни. При этом каждое десятилетие"обогащало""кризисную коллекцию" все новыми и новыми феноменами и поворотами. В начале в. Европа и с нею весь мир должны были пережить десятилетия войн, революций, надежд и разочарований, прежде чем могли быть осознаны причины и следствия происходивших событий.

В течение занимается темой кризиса европейской культуры в .. сказаться на культуре, образе жизни людей, вселило в сознание страх и.

В античном мироощущении, которое большинством мыслителей воспринимается как ясное и гармоничное, Ницше усматривает страх, ужас, тоску, боязнь смерти. С некоторыми оговорками можно в качестве типологической модели культуры рассматривать и антиномию Дионис — Аполлон, представленную немецким философом Ф. Оговорка связана с тем, что его типология касается прежде всего художественной культуры. Остается не вполне ясным, ограничивает ли Ницше все содержание культуры сферой искусства или в различении типов культур он обращается к этой сфере для наглядности, убедительности и большей иллюстративности, но свою типологическую модель культуры он строит на художественном творчестве.

Следует заметить также, что сами понятия"аполлоническое и дионисийское", обозначающие противоположные по характеру начала бытия и культуры, были введены Шеллингом для определения двух сил, концентрирующихся в глубинах сознания человека. Но анализ этой антиномии принадлежит Ф. Ницше работа"Рождение трагедии из духа музыки" , где он рассматривал драму Вагнера и античную трагедию как средоточие аполлонических и дионисийских начал. Основополагающий типологический критерий своей модели Ф.

Ницше видит в пособе восприятия, освоения мира, точнее — в природе мировосприятия. Ницше считает, что в основе мировосприятия и творчества лежат два"начала": Для Ницше Аполлон — воплощение духа Эллады, солнечное существо, источник Света, носитель божественного откровения, небесной стихии, покоя, упорядоченности, меры, мудрого самоограничения, золотой середины. В аполлоническом восприятии мира господствует рациональность.

В другом, диониссийском, мировосприятии — иррациональное, основанное на приоритете чувственного, начало.

Глава 9. Кризис культуры века и пути его преодоления

Вперед Вообще говоря, архаические практики давно, казалось бы, забытые, всплывают в стрессогенных ситуациях тюремной и армейской жизни, в закрытых учебных заведениях. Всплывают в широчайшем пласте архаической низовой репрессии, о которой мне еще предстоит говорить. Это нечто настоящее, подлинное, отвечающее глубинным потребностям, которые просыпаются в сознании подростка. Во все времена носитель традиционного сознания ритуально переживает также кары и казни знаковых фигур от имени высшей власти.

Самая дискутируемая сейчас тема — мировой экономический кризис. Ясно, что какова почва, такова и культура, а слой этой культуры либо наращивается, . скрывался невероятно крутой ветеран спецназа без страха и упрека.

Мы переживаем кризис культуры. Он вызревал долго с х гг. Вокруг них сложились временные разношерстные общности, с этого распутья они пошли по разным дорожкам. Она инерционна, передается молодым поколениям. Образ нашего возможного будущего — архаизация и распад культурного ядра на Украине, сдвиг общества в хаос и утрата государственности. В это зеркало надо вглядеться с точки зрения кризиса культуры. Социолог и культуролог Л. Ионин так писал о последствиях разрушения советской культуры: В результате он становится неузнаваемым для самого себя, перестает знать самого себя… Исчезает будущее, ибо исчезла содержащаяся в культуре и зафиксированная в соответствующих институтах объективная основа его планирования.

Исчезает прошлое как развивающаяся система, ибо исчезло будущее как критерий его оценки и интерпретации.

Гордон - Диалоги: Страх перед женским телом